Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+

Защита прокурором прав граждан на благоприятную окружающую среду

Материалы по теме
Противодействие преступным посягательствам в сфере лесопромышленного комплекса
Противодействие преступным посягательствам в сфере лесопромышленного комплекса

Право граждан России на благоприятную окружающую среду гарантировано статьей 42 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».   Органы прокуратуры, уполномоченные законом надзирать за соблюдением Конституции Российской Федерации и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, принимают меры, направленные на обеспечение экологического благополучия на территории нашей страны.

Одной из таких мер является обращение прокурора в суды с исками и заявлениями. При этом большое внимание уделяется вопросам исполнения законодательства об обращении с отходами производства и потребления, охране лесов.

 В 2016-2018 годах органы прокуратуры Пермского края в судебном порядке добились ликвидации 84 несанкционированных свалок отходов. В связи с выявленными фактами непринятия органами местного самоуправления мер по ликвидации несанкционированных свалок, в которых обнаружены отходы, относящиеся к I и II классам опасности (батарейки и аккумуляторы)  прокурорами предъявлялись иски о возложении на местные администрации обязанности ликвидировать данные свалки. Заочным решением Октябрьского районного суда Пермского края от 26.04.2018 удовлетворены исковые требования прокурора Октябрьского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Рецикл» о возложении обязанности по проведению мероприятий по утилизации отходов производства и потребления. В обоснование  исковых требований прокурор указал, что на земельном участке, собственником которого является ООО «Рецикл», в здании разрушенного цеха на почве, на снегу размещены  ёмкости «еврокуб», содержащие отходы 2 класса опасности (химические реактивы), что подтверждается материалами прокурорской проверки и заключением КГБУ «Аналитический центр». Ввиду отсутствия герметичности емкостей возможно попадание высокоопасных отходов производства в окружающую среду: на почву и в акваторию реки Тюш. В настоящее время прокуратурой принимаются меры для реального исполнения судебного решения.

Также прокуроры в судебном порядке возлагали на органы на органы местного самоуправления обязанность принять меры по определению мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, согласованию таких мест со специализированными организациями, оборудованию мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп специальными контейнерами, информированию юридических лиц и граждан о местах сбора и о порядке осуществления такого сбора, по разработке административного регламента, определяющего порядок сбора отходов.

Например, решением Большесосновского районного суда Пермского края от 21.03.2018 по иску прокурора Большесосновского района указанная обязанность возложена на администрацию Тойкинского сельского поселения Большесосновского муниципального района со сроком исполнения до 01 мая 2018 года. Ответчик, не согласившись с решением суда, обжаловал его в апелляционном порядке, указав, что краевым законодателем не определён порядок и степень участия различных муниципальных образований в реализации полномочий по соблюдению санитарного законодательства при размещении отходов производства и потребления, в том числе, ртутьсодержащих ламп. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 06.06.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Судебная коллегия согласилась с выводами районного суда о том, что обязанность по организации сбора и определению мест сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, информированию населения должна быть возложена на ответчика на основании пункта 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681, и пункта 12 статьи 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае», в соответствии с которым за сельскими поселениями Пермского края закреплено участие в организации деятельности по сбору (в том числе, раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.    

Кунгурский суд 23.01.2018 года удовлетворил исковое заявление прокурора Кишертского района к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку ТБО, расположенную на землях лесного фонда в Кишертском районе Пермского края площадью 34 000 кв.м. Апелляционная жалоба Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края на указанное судебное решение оставлена Пермским краевым судом без удовлетворения.        

Большое количество исков предъявляется прокурорами по результатам проверок соблюдения арендаторами лесных участков требований законодательства о правилах заготовки древесины, санитарной и противопожарной безопасности в лесах.

Например, решением Александровского городского суда Пермского края от 03.05.2018 удовлетворены исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Ураллес» о возложении обязанности привести разработанную делянку № 1 в выделе № 8 квартала № 23 Яйвинского участкового лесничества ГКУ «Кизеловское лесничество» в соответствие с требованиями п.п.11,12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474, п.п.9,16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, п.14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Судебное решение не обжаловано ответчиком и вступило в законную силу 07.06.2018, природоохранной прокуратурой контролируется исполнение судебного решения ответчиком.

Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры края Ирина Масленникова