Органы прокуратуры в социальных сетях
Гласность в деятельности прокуратуры означает, что прокуратура, как и другие правоохранительные органы, осуществляет свои функции не изолированно от общества.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» говорит о том, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны.
Помимо этого в ранг принципа деятельности прокуратуры возведена ее обязанность информировать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, а также население о состоянии законности.
Сегодня органы прокуратуры субъектов активно внедряют в свою работу опыт информирования населения и СМИ о своей деятельности через социальные сети.
Умение работать в их пространстве сегодня является необходимым атрибутом как современного журналиста, так прокурорского работника, организующего работу по взаимодействию со средствами массовой информации.
Мониторинг показывает, что количество подписчиков у сообществ различных российских изданий в социальных сетях зачастую превышает количество людей, подписанных на офлайн-версии этих изданий (без сети Интернет) или приобретающих их в розницу. А для Интернет-СМИ, социальные сети стали важным ресурсом, обеспечивающим большое количество переходов на их сайты и получение необходимой информации. Такую рабочую параллель можно провести и в отношении официальных сайтов прокуратур. Охватывая в своей работе большее количество социальных площадок, мы обращаем соответствующее внимание значительного большинства пользователей на объем нашей важной работы, направленной на защиту прав граждан, укрепление законности и правопорядка, борьбу с преступностью, правовое просвещение населения. Кроме этого обширные медиавозможности Интернета дают возможность публикации контента в различных его видах, таких как текстовое наполнение, видеоролики, фотографии и рисунки, аудиозаписи.
Еще несколько лет назад никто из нас и не предполагал, что большинство населения нашей планеты практически все свое все свободное время будет проводить за компьютером. Сегодня без Интернета свое существование и представить сложно.
Мир современных технологий представляет собой большую многофункциональную систему, позволяющую гражданам оперативно находить ту или иную необходимую информацию.
Социальные сети начали появляться еще в 1995 году. Правда, в те годы Интернетом пользовались гораздо меньше, чем сейчас. Но к концу ХХ века появилось множество социальных сетей по всему миру, популярность которых стремительно росла. По данным ВЦИОМ, около 52% россиян, пользующихся интернетом, зарегистрированы в социальных сетях.
Изначально социальные сети были созданы в качестве простого инструмента для поиска своих бывших одноклассников, сослуживцев, коллег и друзей детства. С помощью социальной сети очень легко общаться со своими родными и друзьями, живущими за тысячи километров.
Вот еще некоторые цифры. Только 2% из общего числа пользователей сети Интернет никогда не заходили в социальные сети и толком не знают, что это такое. Зато постоянных посетителей социальных сетей, которые заходят туда каждый день и проводят там не менее часа, по данным всё тех же опросов, целых 67%. Факты очевидны – социальные сети, как магнит, притягивают посетителей.
Благодаря растущей популярности социальные сети стали настоящим трендом. Мало того, что быть их пользователем просто-напросто модно – сети позволяют участникам всегда оставаться в курсе происходящего.
С уверенностью можно сказать, что на официальных сайтах большинства прокуратур субъектов РФ появились ссылки на социальные сети – Инстаграм, Твиттер, Фейсбук, ВКонтакте, Телеграмм, Канал Ютуб, Живой Журнал, Одноклассники, в которых размещается информация о деятельности различного характера.
В основном эти сервисы объединяют людей по различным классифицирующим признакам – бывшим школам, ВУЗам, местам работы, увлечениям и так далее. В каждой стране есть наиболее популярная социальная сеть, образования в которой (группы, паблики, сообщества) уникальны в соответствии с местными традициями. Кроме того, некоторые сервисы получили распространение по всему миру и стали популярны среди пользователей большинства стран.
Иными словами социальная сеть – бесплатная площадка в Интернете, где можно самостоятельно публиковать какую-то информацию и обмениваться ею с другими людьми.
Что же принято размещать на официальных аккаунтах прокуратур в соцсетях.
Как правило, это та же информация о деятельности, аналогичная, что и на официальных сайтах ведомств, но здесь, как отмечалось выше, она не ограничивается текстовыми описаниями, а имеет различные интерпретации восприятия – видео, аудио и фото. Тем самым сообщения становятся не столь специфичными для читателя, а имеют больше шансов быть увиденными и услышанными, обрести широкий круг заинтересованных лиц.
В многомиллионном обществе, которое собралось внутри какой-либо социальной сети, не найти единомышленников просто невозможно. И абсолютно неважно, чем ты интересуешься – бизнесом, практикой, кулинарией или песнями, коллег по интересам найти можно всегда.
Соответственно пользователи Интернет теперь не только читают о работе прокуроров, но и видят ее.
В лентах социальных сетей на официальных страничках отмечается участие прокурорских работников в значимых мероприятиях, круглых столах, прямых линиях, лекциях, форумах, выездных совещаниях, совместных проверках, конференциях и прочее. Не менее интересные сообщения и фотографии о проведении общественных и благотворительных мероприятий, акций, спортивных соревнований, поздравлениях, юбилеях, награждениях, достижениях и многое другое. Привлекают внимание материалы о результатах проведенных проверок в формате «до и после» принятия мер прокурорского реагирования.
Таким образом, соцсети дают нам положительный отклик о нашей работе, что благоприятно влияет на имидж прокурорского работника и укрепляет авторитет и доверие населения к органам прокуратуры.
Хотелось бы отметить еще ряд преимуществ социальных сетей.
Во-первых, это оперативность поиска информаций о работе органов прокуратуры по выставленным специальным меткам или так называемым #хэштегам, ежедневный и быстрый обмен опытом работы и фото/видео, безбарьерное общение, возможность ведения систематических различных тематических правовых рубрик- блогов.
Во-вторых, мы видим оценку своей работы по количеству просмотров информаций, отметок, комментариев читателей. При этом последний фактор может являться источником получения информации, обратной связи или прокурорского внимания к той или иной проблеме.
Из интервью «Известия» от 2 мая 2017 года: «Прямой доступ к прокурору»: Генеральная прокуратура Российской Федерации рассматривает возможность перехода и запуска интерактивных онлайн-сервисов для работы с гражданами и органами власти. Об этом рассказал официальный представитель ведомства Александр Куренной.
«Итак, сегодня у бизнеса есть прямой доступ к прокурору. Запущен и прямой канал электронной связи. Более того, сейчас в органах прокуратуры проходит цифровая трансформация, в рамках которой мы интегрируем ориентированные на бизнес-сообщество интерактивные сервисы, доступные, в частности, на мобильных устройствах. Мы хотим, чтобы предприниматели видели в прокурорах единомышленников, а использование всех предложенных механизмов вошло в обиход и не воспринималось как крайняя мера от безысходности».
Между тем, заводя официальные страницы ведомства в социальных сетях, администратор официальной страницы должен знать и обратную сторону медали, учитывать ряд факторов риска.
Так, например, любой размещенный пост о деятельности либо мероприятии открывает возможности опубликования комментариев или откликов пользователей. В этом случае не исключается возможность получения некорректных сообщений или мнений, не относящихся к теме публикаций.
В таком случае необходимо заранее просчитывать информационные поводы, и в отдельных случаях ставить ограничения в виде отключения комментариев, фильтры, предупреждать читателей о недопустимости такого рода сообщений, либо ставить материал в раздел доступных ограниченному кругу пользователей.
Также, администратор должен внимательно относиться к отбору своих подписчиков. Перед тем как включить того или иного пользователя в свой список необходимо тщательно проверить его страницу, исключая возможность приема ботов или так называемых управляемых дистанционных программ, имитирующих действия реального человека, либо рекламщиков.
Все эти условия являются гарантом информационной безопасности страницы вашего ведомства.
Таким образом, социальные сети, в которых органы прокуратуры организуют официальные страницы ведомств, при условии информационной безопасности, являются еще одной формой активного взаимодействия со СМИ. Безграничная медиа-платформа для размещения материалов, они дают нам возможность нового отражения и организации взаимоотношений в Интернете.
Старший помощник прокурора края по взаимодействию со СМИ
советник юстиции Юлия Гайнанова