Организация личного приема в органах прокуратуры Пермского края
Какими правовыми актами регламентируется организация личного приема граждан в органах прокуратуры края?
Основными актами, которые регламентируют проведение приема граждан, юридических лиц и общественных организаций являются Конституция Российской Федерации, где в ст. 33 закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определяющий, что личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.
Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденная приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45, а также принятые во исполнение ее положений организационно-распорядительные документы прокурора каря (регламент прокуратуры края, утвержденный приказом прокурора каря от 14.06.2016 № 184 и Положения о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры края) устанавливающие требования к организации приема граждан в органах прокуратуры.
Как можно попасть на прием к сотрудникам органов прокуратуры края и к руководству прокуратуры?
В органах прокуратуры края прием граждан проводится в течение всего рабочего дня согласно графику, который вывешен в доступном для граждан месте. В территориальных прокуратурах данный прием проводится оперативными работниками. Территориальный прокурор осуществляет личный прием граждан не реже одного раза в неделю, в дни и часы приема граждан прокурором края.
В прокуратуре Пермского края прием осуществляется ежедневно сотрудниками аппарата. Кроме того, организован прием прокурором края и его заместителями в соответствии с графиком, утвержденным приказом прокурора края от 22.12.2015 № 307. Данный прием осуществляется по предварительной записи. Записаться можно в прокуратуре края по адресу: г. Пермь, ул. Луначарского, 60, каб. 101 или по телефону 217-53-08.
Также прокурором края осуществляется личный прием в приемной Президента Российской Федерации в Пермском крае. К примеру, такой прием проводился 16.05.2018, где обратилось 6 заявителей по различным вопросам, у всех приняты жалобы, которые взяты на разрешение аппаратом прокуратуры края.
В целях оперативного принятия мер прокурорского реагирования для восстановления прав граждан создана и осуществляет деятельность мобильная (выездная) приемная. В ходе ее работы прокурором края и его заместителями ведется прием граждан в территориях. В 2018 г. такие приемы проводились в Осе, Соликамске, Губахе, Красновишерске, Нытве, Очере, Карагае и Барде.
Выезды руководства прокуратуры края проводятся в соответствии с утвержденным графиком. О предстоящем мероприятии предварительно извещается население, размещается информация в СМИ и на сайте прокуратуры края.
Территориальными прокурорами на системной основе ведется работа по приему граждан в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах.
Например, прокуратурой Кочевского района в 2017 - 2018 гг. осуществлено 14 выездных приемов в отдаленных населенных пунктах, в том числе при участии в информационных встречах с населением главы района. Прокурором г. Краснокамска проведено 7 таких встреч, в Частинском районе – 3.
Кроме того, организована системная работа по организации приемов совместно с представителями ОМС, сотрудниками полиции, судебных приставов.
При возникновении задолженности по заработной плате работники прокуратуры выезжают в организацию, где осуществляют прием граждан в целях разъяснения трудового законодательства и получения обращений граждан.
В целях дополнительного сбора информации органами прокуратуры края организуются «горячие телефонные линии» по различным направлениям. Так, в 2018 году аппаратом прокуратуры края проведены «горячие линии» по вопросам соблюдения трудовых прав граждан и о правах взыскателей и должников в исполнительном производстве и другим вопросам. Поступившая в ходе «горячих линий» информация всесторонне и полно проверяется.
Хотелось бы обратить внимание, что при личном приеме гражданин обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность, копию документа, подтверждающего полномочия представителя. К обращению могут быть приобщены решения должностных лиц, которые обжалуются, и иные документы необходимые, по мнению заявителя, для решения поставленных вопросов.
Принятые на личном приеме письменные обращения разрешаются в соответствии с федеральным законодательством, на них дается письменный ответ.
При обращении на прием с устным заявлением гражданам разъясняется действующее законодательство, а также сообщается в какой орган и в каком порядке им следует обращаться.
При несогласии с принятым сотрудниками прокуратуры решением заявитель может обжаловать его вышестоящему прокурору или в суд.
Кроме того, в каждой прокуратуре устанавливается ящик «Для обращений и заявлений», который размещается в доступном для заявителей месте, куда можно опустить заявление и оно будет также рассмотрено.
Много ли граждан обращается в органы прокуратуры на личный прием, какие вопросы наиболее часто поднимаются заявителями?
Количество обратившихся в органы прокуратуры края граждан на личный прием с каждым годов растет. Если в 2015 г. к нам обратилось чуть больше 22,5 тысяч человек, то в 2017 г. их было больше 28 тыс.
В истекший период 2018 г. только в прокуратуру края на личном приеме принято более 1700 человек, руководством прокуратуры края более 170.
При этом заявители обращаются по различным вопросам. Например, сейчас идет распределение в детские сады и школы, соответственно количество обратившихся граждан о нарушении при этом федерального законодательства увеличилось. Осенью, обычно, наблюдается рост жалоб о нарушении прав граждан при начале отопительного сезона.
Всегда актуальными остаются вопросы о соблюдении трудовых, жилищных прав граждан, исполнении федерального законодательства при осуществлении следствия и дознания, при исполнении решений судов.
Нередки обращения об обжаловании действия должностных лиц органов местного самоуправления, органов власти субъекта и сотрудников контрольно-надзорных органов.
Не редко заявителями поднимаются темы о доступности и качестве оказания медицинских услуг в крае, а также об исполнении законодательства о социальной защите населения и соблюдении прав инвалидов, в том числе на доступную среду.
Старший помощник прокурора края по рассмотрению обращений и приему граждан старший советник юстиции Елена Анатольевна Кузнецова