Сформирован ежегодный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год
Органами прокуратуры края в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489, организационно-распорядительными документами Генерального прокурора РФ в течение сентября-декабря 2017 года проведена обработка проектов планов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на 2018 год.
На территории края действуют 20 территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), 16 региональных органов контроля (надзора). Во всех муниципальных образованиях края имеются органы местного самоуправления, реализующие функции муниципального контроля.
В 2017 году в органы прокуратуры поступило 59 проектов планов проведения плановых проверок, из них 20 – от федеральных органов контроля, 14 – региональных, 25 – муниципальных органов.
Указанными органами предложено провести 4 159 проверок (на 300 проверок или на 7 % меньше аналогичного показателя прошлого года – 4 459 проверок), из них 3 415 – федеральными, 678 – региональными, 66 – органами муниципального контроля.
При этом типичными нарушениями в работе контрольно-надзорных органов при формировании проектов планов проверок, выявленных органами прокуратуры края, явились включение в план юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого бизнеса, не истечение срока, установленного законом, для проведения плановой проверки, неверное указание ИНН и (или) ОГРН проверяемого лица, включение в план лиц, прекративших свою деятельность, и др.
В случаях наиболее грубых и массовых нарушений органами прокуратуры приняты меры прокурорского реагирования. Так, 03.11.2017 начальнику ГУ МЧС России по Пермскому краю внесено представление об устранении нарушений закона ввиду включения в проект плана 11 юридических лиц, прекративших свою деятельность до 01.08.2017, а также несовпадения наименования юридического лица с ИНН и ОГРН. По результатам рассмотрения требования признаны обоснованными, приняты меры к недопущению подобных нарушений впредь, 14 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, прокуратурой края 29.12.2017 начальнику Управления ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю внесено представление в связи с включением в проект плана 20 юридических лиц, являющихся субъектами малого бизнеса, а также неверного указания места нахождения 4 юридических лиц. Представление находится на рассмотрении.
Аналогичные нарушения прав малых предпринимателей выявлены в проектах планов, представленных администрациями Очерского муниципального района и Павловского городского поселения, в связи с чем 11.09.2017 главам администраций внесены представления, требования которых рассмотрены и удовлетворены, к дисциплинарной ответственности привлечены 2 должностных лица.
Отличительной особенностью процедуры формирования проектов планов проверок на 2018 год является расширение перечня видов контроля (надзора), в рамках которых применяется риск-ориентированный подход.
Такой подход к осуществлению контрольно-надзорной деятельности будет применяться в 2018 году такими органами, как ГУ МЧС России по Пермскому краю, Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю, Управление Роскомнадзора по Пермскому краю, Управление Росздравнадзора по Пермскому краю, Управление Росреестра по Пермскому краю, Государственная инспекция труда в Пермском крае, Управление Россельхознадзора по Пермскому краю, Управление Росприроднадзора по Пермскому краю.
В связи с этим одним из типичных нарушений, совершенных федеральными органами контроля, явилось несоблюдение периодичности проведения плановой проверки именно с учетом отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенным категориям риска (классу опасности).
Так, по данному основанию из проектов планов на 2018 год исключено всего 29 проверок, в том числе Государственной инспекции труда в Пермском крае - 3, Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю – 2, Управления Росздравнадзора по Пермскому краю – 24.
В итоге в ходе анализа законности предложенных к проведению контрольно-надзорных мероприятий органами прокуратуры края исключены 375 проверок (9 %), в том числе ввиду нарушения прав малого бизнеса на «надзорные каникулы» исключены 54 проверки, вследствие несоблюдения установленной законодательством периодичности их проведения – 80 проверок, по иным основаниям (неполнота занесенной в проект плана информации о проверяемом лице, ее несоответствие действительности и т.п.) – 241 проверка.
Принятие органами прокуратуры отрицательного решения относительно включения проверки в проект плана исключает ее проведение контрольно-надзорным органом под угрозой ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Всего в региональный сегмент сводного проекта плана на 2018 год после его обработки органами прокуратуры края включены 3 784 проверки, что на 6 % меньше количества проверок, включенных в план проверок на 2017 год.
В настоящее время утвержденные планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей доступны для ознакомления на сайте ФГИС «Единый реестр проверок» (proverki.gov.ru), а также на официальных сайтах Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры края и соответствующих контрольно-надзорных органов.
Начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры края младший советник юстиции Дмитрий Михиевский