О взаимодействии правоохранительных органов в сфере профилактики алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних
Соблюдение законодательства о профилактике незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, алкоголизма, наркомании среди несовершеннолетних находится на постоянном контроле правоохранительных органов края. Названному направлению уделяется большое внимание органами государственной власти и местного самоуправления, органами и учреждениями системы профилактики.
В декабре 2017 г. вопросы взаимодействия правоохранительных органов в сфере профилактики алкоголизма и наркомании несовершеннолетних, пресечения фактов вовлечения их в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, склонения к потреблению наркотических средств обсуждены на расширенном заседании коллегий прокуратуры Пермского края и ГУ МВД России по Пермскому краю.
В заседании приняли участие как члены коллегий органов прокуратуры и полиции – заместители прокурора края и руководители подразделений краевого ГУ МВД России, так и прокуроры городов и районов, начальники всех территориальных органов МВД России.
Участники заседания отметили, что, несмотря на принимаемые в крае меры по предупреждению алкоголизма и наркомании, ситуация в этой сфере остается неблагополучной. Зарегистрирован рост с 3 до 14 выявленных несовершеннолетних уже с синдромом зависимости от спиртных напитков и наркотических средств. Особенную тревогу вызывает повышенный интерес подрастающего поколения к потреблению психоактивных веществ. Легкодоступность спиртных напитков и наркотиков существенно увеличивает проблему.
При этом исчерпывающих мер к пресечению деятельности объектов торговли, реализующих спиртные напитки несовершеннолетним, не принимается. К мероприятиям по установлению фактов продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в ряде территорий слабо привлекается общественность в рамках Закона Пермского края от 21.12.2011 № 888-ПК «Об общественном (гражданском) контроле в Пермском крае».
Несмотря на значительное число, более 700, регистрируемых в этой сфере правонарушений, случаи привлечения к административной ответственности за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции должностных и юридических лиц единичны, вся ответственность, как правило, возлагается на продавцов, что не позволяет решать вопрос о приостановлении и аннулировании лицензии на продажу алкоголя. За период 2015-2017 г.г. таких фактов в крае не имелось.
Профилактическая работа правоохранительных органов, так же как и медицинских и образовательных организаций, социальной защиты населения с несовершеннолетними, употребляющими алкоголь и наркотики, не в полной мере обеспечивает решение задачи по их своевременному выявлению и лечению, установлению лиц, вовлекающих подростков в совершение антиобщественных действий, а принимаемые меры не всегда достигают поставленных целей. Так, вследствие нескоординированных действий органов полиции с медицинскими организациями почти 1/3 подростков, направленных на консультацию к наркологу (813 из 2859) медицинскую помощь не получили.
По-прежнему сотрудниками полиции допускается несвоевременная постановка на учет несовершеннолетних, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, длительное неинформирование иных органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе медицинских организаций о выявленных случаях потребления алкоголя, преждевременное и необоснованное снятие с учета, а также низкое качество профилактических мероприятий, в том числе сведение их к беседам по телефону, что в целом негативно сказывается на эффективности проводимой профилактической работы с таким контингентом.
Горрайпрокурорами ряда территорий названа безрезультативной и формальной работа с подростками, состоящими на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, сотрудников иных подразделений органов внутренних дел, даже в тех случаях когда за каждым подростком, состоящим на учете в ПДН ОВД закреплен сотрудник уголовного розыска или службы участковых уполномоченных.
При составлении административных протоколов по фактам распития несовершеннолетними спиртных напитков, их нахождения в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах, сотрудниками полиции в нарушение ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», ст.ст. 21, 23 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», мер по установлению лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, зачастую не принимается.
Крайне низкой остается выявляемость уголовно наказуемых деяний, предусмотренных ст.ст. 151 (вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции), 151.1 (розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции), 230 (склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов) УК РФ, всего за 2017 г. возбуждено 37 таких уголовных дел.
Названное свидетельствует об отсутствии комплексного подхода к реализации задач, поставленных Федеральным законом № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 09.06.2010 № 690.
По результатам рассмотрения в ноябре 2017 г. на заседаниях рабочих групп вопросов организации работы правоохранительных органов по пресечению фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, продажи им алкогольной продукции, склонения к употреблению наркотических средств приняты решения об активизации привлечения к такой работе молодежных парламентов, функционирующих при муниципалитетах, общественных организаций, а также добровольных народных дружин.
Горрайпрокурорами активизирована праворазъяснительная работа, в том числе во взаимодействии с правоохранительными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями по предупреждению немедицинского потребления наркотических веществ, проводятся «месячники права», тематические «классные часы», беседы, лекции, разрабатываются наглядные материалы.
Одобрен опыт работы прокуратуры г. Перми по реализации в течение 2016-2017 г.г. совместно с администрацией города, полицией, ГБУЗ ПК «ПКК наркодиспансер» программы профилактики наркопотребления в образовательных организациях среднего профессионального образования на базе КГАПОУ «Пермский строительный колледж». Министерством образования и науки края отдельные мероприятия программы впоследствии рекомендованы к внедрению в планы воспитательной работы организаций среднего профессионального образования.
Всего по результатам проверки исполнения законодательства, направленного на профилактику алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних, пресечение фактов вовлечения их в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, склонения к потреблению наркотических средств, выявлено более 100 нарушений законов, в целях их устранения опротестовано 5 незаконных правовых актов, подготовлено 13 предложений о принятии нормативных правовых актов в порядке ст. 9 ФЗ «О прокуратуре РФ», внесено 68 представлений (28 из которых или 41% внесены в органы внутренних дел), к дисциплинарной ответственности по инициативе прокуроров привлечено более 60 должностных лиц, выявлено преступление, предусмотренное ст. 230 УК РФ, возбуждено уголовное дело, проводится расследование.
Совместным решением коллегий прокуратуры Пермского края и ГУ МВД России по Пермскому краю определены конкретные меры по стабилизации ситуации. Органы прокуратуры и полиции ориентированы на широкую праворазъяснительную работу и обеспечение неотвратимости наказания за совершение правонарушений и преступлений в отношении несовершеннолетних.
Старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры края советник юстиции Надежда Чугайнова