Проблема отбора кадров для труднодоступных прокуратур в Пермском крае и пути ее решения
Проблематика комплектования прокурорскими кадрами прокуратур районного звена, находящихся на труднодоступных и удаленных территориях от краевого центра в Пермском крае стоит достаточно остро.
Условно в Пермском крае можно выделить группу прокуратур районного звена в зависимости от численности, удаления их от г. Перми и других крупных населенных пунктов. Из 59 прокуратур Пермского края 17 прокуратур, имеющих штатную численность оперативных сотрудников до 5 человек, находятся в труднодоступных местах. Комплектование таких органов прокуратуры представляет достаточную сложность.
Следует признать, что несмотря на постоянно проводимую работу по подготовке кадров для органов прокуратуры путем направления молодых людей на целевое обучение в институт прокуратуры Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, такая работа приносит ощутимый результат в комплектовании в основном крупных районов, обладающих хорошей базой среднего общего образования. В районах с численностью населения, не превышающего 20-25 тыс. человек остро ощущается нехватка преподавательского состава основных дисциплин, достаточно низки результаты ЕГЭ выпускников школ. Соответственно прокуратуры этих районов кандидатов на целевое обучение с возможностью последующего трудоустройства практически не дают.
Как правило, в большинстве труднодоступных прокуратур работает устоявшийся коллектив работников – местных жителей, большинство из которых пришли на службу до 20 и более лет назад. Нахождение их на одних и тех же должностях помощников, старших помощников прокурора приводит к определенной профессиональной деформации – они, являясь хорошими исполнителями, утрачивают способности к организации работы, не стремятся к включению в резерв на вышестоящие должности руководителей - заместителей прокуроров, прокуроров районов. Негативным до недавнего времени являлась и практика назначения в таких районах на освобождающиеся вышестоящие должности «по стажу работы» - тех работников, кто больше по времени проработал. Весь негатив такого подхода вскрылся в ходе кампании по ротации прокуроров в 2015-2016 гг.
Прокуроры, пришедшие на место ушедших на пенсию или ротированных прокуроров, зачастую столкнулись с тем, что их заместители не отвечают повышенным требованиям к организации работы, улучшения качества, эффективности прокурорского надзора. В отдел кадров стали поступать предложения прокуроров районов о замене действующих заместителей, отправке их на пенсию и т.д.
Прошедшая ротационная кампания принесла свой положительный результат – пришедшие на замену молодые, активные прокуроры заметили недостатки прокурорской и кадровой работы, стали по-новому выстраивать режимы прокурорской деятельности, что значительно улучшило показатели работы прокуратуры Пермского края в целом в 2016 году по всем направлениям деятельности. В труднодоступных прокуратурах стали освобождаться места в связи с увольнением работников на пенсию за выслугу лет, некоторые из прокурорских работников - женщин детородного возраста сочли для себя возможным вновь родить ребенка.
Следует отметить, что с заполнением вакантных должностей заместителей прокуроров районов, городов проблема не существует, так как в 2016 году, в связи с апрельским изменением приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 261, в Пермском крае были понижены в должности до старших помощников и помощников прокуроров 26 заместителей прокуроров районного звена, все из которых были включены в резерв кадров для назначения на такие должности. Многие из них с готовностью принимают предложения восстановления в должности при образовании вакансий в труднодоступных районах.
Таким образом, основной проблемой кадровой работы в Пермском крае остается заполнение вакантных должностей помощников прокуроров труднодоступных районов, городов.
Здесь также следует обратить внимание на следующее. Прокуроры районов города Перми, близлежащих районов к краевому центру, прокуроры других крупных городов и районов, как правило, при освобождении должности помощника прокурора, выражают намерение трудоустроить к себе работника с опытом работы. Многие из них ходатайствуют о перемещении к ним помощников прокуроров из труднодоступных прокуратур. В прокуратурах со штатной численностью от 3 до 5 человек оперативного состава каждый из работников является профессионалом, обладающим познаниями в любой сфере прокурорской деятельности. Здесь нет строгого деления направлений прокурорского надзора среди помощников прокуроров, все они являются взаимозаменяемыми. Многие успешные молодые работники труднодоступных прокуратур прекрасно осознают, что «вырасти в должности» можно гораздо быстрее в крупной прокуратуре.
В отличие от таких горрайспецпрокуроров, прокуроры небольших удаленных прокуратур не ставят перед собой целью получить на замену опытного прокурорского работника. Им проще воспитать и обучить прокурорского работника самостоятельно. Прокурор малокомплектной прокуратуры, который не только руководит, но и сам непосредственно занимается прокурорским надзором, является профессионалом, может ответить на любой вопрос надзорной работы, подсказать, помочь в работе молодому сотруднику, стать его действительным наставником.
Учитывая это, при решении вопроса о назначении прокурором малокомплектной прокуратуры в первую очередь обращается внимание на личные качества будущего руководителя, его психофизиологические характеристики. Необходимо подбирать на такие должности не просто работников с организаторскими способностями руководителя, но и способного решать вопросы материально-бытового, жилищного обеспечения подчиненных сотрудников, способного в непростых условиях отсутствия или незначительного деревенского уровня культурного, спортивного и иного досуга удержать молодого работника от переезда в город, крупный районный центр. Характеристика такого прокурора должна в большей степени отвечать критериям демократичности, способности заботиться о своих подчиненных.
Анализ показывает, что не существует кадровых проблем в прокуратурах, где прокурор не устраняется от коллектива, организует его жизнь за пределами служебного времени – проводит спортивные мероприятия, совместные праздники, выходы на природу, за грибами и ягодами, на охоту и рыбалку и т.д. Авторитет такого руководителя строится не только с учетом его деловых качеств и возможности решить любой вопрос служебной деятельности, но и с учетом взаимного отношения руководитель-подчиненный, где первый из них не просто начальник, но и помощник в жизненных проблемах, советчик, наставник.
Сложившаяся практика комплектования труднодоступных прокуратур в основном свидетельствует, что молодой помощник прокурора района здесь – человек не местный. В большинстве случаев в таких районах, городах отсутствует служебное жилье, работнику при трудоустройстве необходимо решать вопросы жилищного устройства, снимать квартиру в наем. В некоторых из районных центров благоустроенного жилья нет вообще и прокурорскому работнику, как и местному жителю, приходится пользоваться печным отоплением, самостоятельно носить воду и т.д. Осознавая это, до 80% лиц, состоящих в резерве на трудоустройство в органы прокуратуры Пермского края, отказываются от предложения должности помощника прокурора труднодоступной прокуратуры.
Успешно комплектуются прокуратуры в таких местах выпускниками института прокуратуры Уральского государственного юридического университета, окончивших целевое обучение по направлениям прокуратуры края. В период такого обучения в г. Екатеринбурге, с отрывом от родного дома и семьи, все они получают навыки самостоятельной жизни, готовы к трудоустройству в любой район края. Достаточно просто проходят адаптацию на новом месте кандидаты на трудоустройство, выросшие в сельской местности. Их не пугают трудности деревенской жизни, они комфортно ощущают себя и без достижений цивилизации городской жизни.
Подводя итог, следует отметить следующее. При решении вопросов отбора кадров для труднодоступных районных, городских и специализированных прокуратур с особым вниманием необходимо уделять личности прокурора, при назначении на такие должности. Прокурор здесь – не просто руководитель, но и опытный наставник, помощник и советчик для подчиненных в жизненных вопросах благоустройства жизни на новом месте.
Кандидаты на трудоустройство в такие прокуратуры должны обладать определенным жизненным опытом самостоятельной жизни, обладать высокой психофизиологической устойчивостью, не боятся трудностей.
Работа по побору кадров в такие прокуратуры стоится с обязательным мнением прокурора-психолога о возможности назначения на должности кандидатов, должна учитывать множество факторов, в том числе бытовых, жилищных, характеристику личности кандидата в зависимости от его прошлой жизни.
Начальник отдела кадров прокуратуры Пермского края старший советник юстиции Николай Тройнич