Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+

Строительство и реконструкция без разрешения. Ответственность за нарушения

Материалы по теме
Прокурорский надзор в сфере защиты прав инвалидов
Прокурорский надзор в сфере защиты прав инвалидов

Строительство зданий, строений и сооружений, их частей осуществляется на основе проектной документации, которая разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, со строительными нормами и правилами, согласовывается с органами архитектуры и градостроительства, органами государственного строительного надзора.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Наличие разрешения на строительство является обязательным элементом порядка осуществления строительства, порядок его получения регламентирован статьей 51 Градостроительного Кодекса  РФ. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство.

         К указанному заявлению прилагаются правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации.

Кроме того, необходимо представлять положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, когда это необходимо; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы  заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Требовать иные документы для получения разрешения на строительство не допускается.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

- строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

- строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

- строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

- изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

-капитального ремонта объектов капитального строительства;

-строительства, реконструкции буровых скважин.

Частью 1 статьи 9.5. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства без разрешения на строительство.

Субъектами данного правонарушений могут быть граждане, должностные и юридические лица.

         В соответствии с позицией, изложенной  в Постановлении  Пленума Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации от 17 февраля 2011 г. N 11 «О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

Независимо от гражданско-правовых последствий самовольного строительства либо  реконструкции лица, осуществившие строительство либо реконструкцию без разрешения в случае, если для их осуществления предусмотрено получение разрешений, подлежат  привлечению к административной ответственности по ч.1 ст.9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности  является  пресечение нарушений   законодательства    в  сфере   строительства.

Органами прокуратуры Пермского края в течение 2017-2018 годов возбуждено 22 административных дела в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по ст.9.5 КоАП РФ. 

Арбитражным судом Пермского края рассмотрено и удовлетворено 19 заявлений городских и районных прокуроров о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушения, предусмотренные ст.9.5 КоАП РФ (нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию).

Заместитель начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры края старший советник юстиции Виктория Корякина