Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+

Права граждан при расселении из ветхого (аварийного) жилья

Материалы по теме
Прокурорский надзор в сфере защиты прав инвалидов
Прокурорский надзор в сфере защиты прав инвалидов

В настоящее время особую актуальность приобретают проблемы, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда.

Ветхое и аварийное жилье, занимаемое гражданами, бывает двух видов: первым граждане пользуются на условиях договора социального найма, вторым - на праве собственности. В первом случае жилье является государственной или муниципальной собственностью, во втором - собственностью граждан.

В связи с этим можно говорить о порядке предоставления гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен аварийного и об обеспечении жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в аварийном доме.

Согласно требованиям ст. 89 Жилищного кодекса РФ при  переселении граждан из аварийного жилья, занимаемого по договорам социального найма,  другое жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Следовательно, при расселении ветхого (аварийного) жилья жилищные условия нанимателя аварийного жилья не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Улучшение этих условий подразумевается  только с точки зрения безопасности. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали предусмотренные ст. 55 ЖК РФ основания состоять на таком учете.

Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма.

Исходя из положений ст. ст. 49, 52, ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по основаниям, установленным ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном порядке. При этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.

Таким образом, гражданам, проживающим в жилом помещении, расположенном в доме, который признан в установленном порядке аварийным, необходимо обратиться в органы местного самоуправления с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и о признании малоимущими  в целях признания нуждающимися в получении жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма.

Жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения, то в судебном порядке нельзя обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением.

В январе-феврале 2018 г. органами прокуратуры Пермского края в суды общей юрисдикции направлено  6 исков, требования которых были связаны с исполнением органами местного самоуправления Пермского края законодательства при ликвидации аварийного жилья и переселении граждан из аварийного жилищного фонда. В том числе 3 иска - с требованиями о ликвидации аварийного жилья, определении сроков расселения граждан, проведении обследований многоквартирных домов, 2 иска - с требованиями о переселении граждан из жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, 1 иск – о признании незаконным заключения межведомственной комиссии.

С учетом исков, поданных прокурорами в 2017 году, рассмотрено судами за 2 месяца 2018 г. 17 исков данной категории, из которых 8 по требованиям прокуроров о ликвидации аварийного жилья, определении сроков расселения граждан, проведении обследований многоквартирных домов, 5 - о переселении граждан из аварийного жилья, 4 – об оспаривании решений межведомственных комиссий. Все требования прокуроров были удовлетворены. Указанные решения районных и городских судов судом апелляционной инстанции не отменялись и не изменялись.

Заместитель начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры края старший советник юстиции Виктория Корякина